
2025-11-13
В октябре мы отправили 200 подержанных автомобилей в Москву на грузовом поезде Китай-Европа, и заказы уже забронированы до декабря. Эти слова руководителя компании Manzhouli Andou подчеркивают бурный рост экспорта подержанных автомобилей из Китая в Россию. По мере углубления китайско-российского экономического сотрудничества Россия стала одним из основных растущих рынков для экспорта подержанных автомобилей из Китая. Определение точек опоры политики, освоение рыночных стандартов и создание бесперебойных логистических цепочек — вот ключевые факторы, которые позволяют предприятиям выйти на этот рынок.
Политика и квалификация являются основой экспорта. На внутреннем рынке такие порты, как Манчжурия и Суйфэньхэ, создали единые окна для экспорта подержанных автомобилей в Россию, что позволяет одновременно проводить осмотр и таможенное оформление. Срок рассмотрения заявки на экспортную лицензию сокращен до 1-3 рабочих дней. Предприятия должны сначала уточнить свою квалификацию; физические лица или компании, не имеющие прав на импорт-экспорт, могут привлечь официальные агентства по внешней торговле для обеспечения соблюдения всех требований в процессе сделки. С российской стороны автомобили с левым рулем в полной мере соответствуют требованиям китайского рынка, удовлетворяя основным критериям ввоза без модификаций и снижая экспортные барьеры.
Стандарты на автомобили служат «твердой валютой» для выхода на рынок. Россия прямо требует, чтобы импортируемые подержанные автомобили соответствовали стандартам выбросов Euro 5 (эквивалент китайского National V) и были не старше пяти лет. Автомобили старше трех лет дополнительно требуют сертификата безопасности конструкции. Практика дилера из провинции Шаньдун показывает, что выбор почти новых автомобилей возрастом 2-3 года с пробегом менее 50 000 километров в сочетании с русскими руководствами по эксплуатации и совместимостью с зимними шинами может повысить коэффициент конверсии заказов на 30%. Кроме того, автомобили должны быть оснащены системой экстренного вызова ERA-GLONASS, что является обязательным требованием для таможенного оформления.
Логистика и каналы дистрибуции являются «жизненной силой» для повышения эффективности. Китайско-европейский грузовой поезд, прозванный «стальным караваном верблюдов», стал основным маршрутом экспорта подержанных автомобилей. Отправляясь из Маньчжурии, он добирается до Москвы за 12 дней, что позволяет сократить транспортные расходы на 15% по сравнению с морским транспортом. Предприятия могут использовать комбинированную модель «автомобиль-железная дорога», консолидируя грузы и оформляя таможенные перевозки в таких транспортных узлах, как Суйфэньхэ и Уссурийск. В то же время, онлайн-продвижение остается крайне важным: демонстрация таких деталей, как видео с проверкой толщины лакокрасочного покрытия, через российские платформы, такие как Yandex, позволяет эффективно привлекать местных покупателей.
Соблюдение нормативных требований определяет успех экспорта. Недавнее изменение в России порядка взимания налога на утилизацию металлолома, который теперь рассчитывается на основе мощности автомобиля, требует от предприятий заранее рассчитывать затраты. Что касается документации, то для предотвращения задержек при таможенном оформлении из-за языковых неясностей или отсутствия материалов необходимы двуязычные китайско-российские договоры купли-продажи, сертифицированные CMA отчеты о проверке и свидетельства о регистрации транспортных средств. Данные таможни Маньчжурии показывают, что за первые десять месяцев этого года стоимость подержанных автомобилей, экспортированных в Россию через этот таможенный пункт, превысила 1,2 млрд юаней, причем предприятия, соблюдающие нормативные требования, отметили особенно значительный рост заказов.
Послепродажное обслуживание становится новым фактором конкуренции. Ведущие компании, такие как Andou, открыли в России центры технической поддержки, чтобы решать проблемы местных потребителей после покупки. Отраслевые эксперты советуют новым участникам рынка начинать с партнерства с местными ремонтными организациями, постепенно совершенствуя свои системы обслуживания.
В настоящее время цены на подержанные автомобили китайского производства в России на 30% ниже, чем на новые автомобили отечественного производства, что обеспечивает им отличное соотношение цены и качества. Для предприятий, стремящихся выйти на этот рынок, закрепление политических дивидендов, строгое соблюдение рыночных стандартов и укрепление логистической базы имеют решающее значение для стабильного продвижения в этом «голубом океане», что позволит большему количеству подержанных автомобилей китайского производства выйти на зарубежные рынки.
